Как вести себя в самолете. Пить или не пить, вот в чем вопрос

Недавние нововведения, касающиеся ограничений по проносу жидкостей на борт воздушного судна и запреты на употребление алкоголя во время полета, имеют под собой рациональную основу реальных проблем и угроз безопасности, которая авиа-компаниями в ряде случаев используется в качестве инструмента экономического давления. На такие мысли наводит целый ряд внутренних противоречий, с которы- ми сталкиваешься на каждом шагу в аэропортах и самолетах. В самом деле, на спецконтроле у вас отбирают маникюрные ножницы и микроскопическую отверточку для подкручивания болтиков в очках, мотивируя это заботой о безопасности пассажиров. А во время полета ваш обед сервируют металлическими приборами – настоящими ножами и вилками. Потому что в бизнес-классах всех авиакомпаний кормят, как в ресторане. Так же кормят и в эконом-классах респектабельных авиакомпаний – «Austrian Airlines» и «Swiss».

Вам не разрешают распивать спиртные напитки, принесенные с собой на борт потому, что заботятся о вашем самочувствии, ага. Очевидно, ваша авиакомпания считает вас клиническим идиотом, не способным себя контролировать. На каком основании? А на таком. На основании того, что в мирном небе, действительно, порой пролетают клинические идиоты, требующие развернуть самолеты над Атлантикой, «потому что передумали лететь». Но, что угрозу вашему здоровью и безопасности пассажиров, судя по всему, представляет не состояние алкогольного опьянения вообще, а только то, что вызвано напитками, купленными не на борту самолета. Ведь на борту, как это всем известно, действует «небесный магазин», бухлом из которого хоть глаза залей. Видимо, авиакомпания просто беспокоится о качестве алкогольной продукции, которое гарантирует, полагая, что в дьюти-фри есть риск купить вместо виски гидролизный спирт. Ну, а если запрет на распитие напитков из дьюти-фри во время полета в нейтральных воздушных массах обусловлен экономическими соображениями (употребление нерастаможенных напитков подрывает экономические основы общества), то продающаяся в полете продукция имеет такой же дьюти-статус, потому как приобретена за пределами государственных границ. В общем, все это непонятно, и никто не торопится нам это разъяснять. Кстати, исходя из логики дьюти-запретов, следует запретить употребление в дьюти-фри шоколада и одеколона, включая тестеры, которыми иные персонажи стремятся надушиться впрок. Так же, заботясь об экономической безопасности, следует запретить до прилета в пункт назначения узнавать время от часов, приобретенных в дьюти-фри. И потом, полста лет авиакомпании всего мира конкурировали между собой за право качественно напоить пассажира, и авторы этих строк помнят, как еще лет десять назад главный скандинавский авиаперевозчик SAS предлагал на своих рейсах немыслимый ассортимент алкогольных напитков, какие только производил наш мир от северных морей до южных до окраин – от аквавита до текилы. Попытались выпендриться: «А ну-ка, дайте нам Драмблю!» – «А вот, нате вам Драмблю!». Да-а-а, другие были времена, другой был и SAS. Да-да, тот самый аскетичный SAS, у которого нынче приходится в полете воду за деньги покупать! Тоже, видимо, из-за заботы о здоровье и безопасности пассажиров. В самом деле, меньше будут пить, меньше будут пúсать.

На самом деле аскетизм сервиса на самых, казалось бы, прогрессивных авиарейсах – результат никакой не заботы о пассажирах, это блик глобального тренда в мировой авиации, связанный с развитием туризма. С чем связаны пиры на борту, которые еще не так давно утраивала авиакомпания «Трансаэро» для пассажиров эконом-класса? С восприятием полета как праздника! А именно за последние 10 лет авиабилет на международный рейс окончательно перешел из предметов роскоши в предметы первой необходимости. И Скандинавия в этом процессе, как, впрочем, и во всех остальных, лидирует. Глупо было бы ожидать, входя в автобус, что кондуктор тебе будет наливать шампанское. Вот для скандинавов авиаперевозки – все равно, что автобус. И стоят, кстати, столько же. Но, мировые тренды не должны убить в нас праздничное восприятие полета. Мы хотим от неба чуда, мы хотим восхищаться пилотажем и аплодируем пилотам, как маэстрам. Несмотря на подорожание топливных сборов, пир в российских чартерах продолжается. Но ведь завещали же известные барды: «…водку бессмысленно больше не пить, а пить ее только с особенным смыслом». То есть все можно, даже когда нельзя, только если это делать с умом.

Самые большие сюрпризы, связанные с перемещением алкогольных масс из магазинов беспошлинной торговли через государственные границы Европейского Союза и обратно, ждут транзитных пассажиров, накупивших коньяков в аэропорту вылета и запечатавших их, согласно правилам, в прозрачные пакеты с чеками внутри. Так вот, это самые законопослушные пассажиры, которые всю дорогу смотрели на свое бухло сквозь бесчеловечно прозрачные пакеты, истекали слюной, но так и не рискнули выпить, потому что законопослушные. И вот в аэропорту пересадки, например, в какой-нибудь Вене, вы выходите из своего самолета, пролетевшего по маршруту «Москва – Вена», и идете на рейс, к примеру, «Вена – Женева». Весь такой трезвый, благонадежный и позитивный, сжимая в руке посадочный талон с приятным пониманием того, что ваш багаж сейчас перегружают без вас, и вам не о чем больше до прилета тревожиться. И вот вы кладете свои запечатанные пакеты с коньяками на ленту транспортера и проходите под рамкой металлоискателя, ничем не побеспокоив его покой. Рука тянется к своему пакету, ...а хрен! Вы его больше не получите. Сконцентрируйте свое внимание! Сейчас вам вежливо расскажут, что ваш литр «Хеннеси ХО» за сто пятьдесят евро будет выброшен по причине того, что запаян он, конечно же в «дьюти-фри», но это дьюти-фри страны, не входящей в Совет Европы. Выпить вам коньяк здесь же не разрешается. Вопросы есть? Вопросов нет.

При этом вы вполне можете увидеть, как буквально в тот же момент ваши попутчики, проходящие спецконтроль на соседнем сканере, спокойно уносят свои бутылки. На соседнем сканере более лояльно относятся к дьюти-фри из стран, не входящих в ЕС. Очевидно, речь идет о вольной интерпретации каких-то внутренних инструкций. Что делать в такой ситуации? Скандалить и добиваться встречи с начальником службы безопасности аэропорта. Если время до вылета позволяет. Но будет еще умнее избегать подобных ситуаций и совсем не покупать алкоголь в аэропортах, вне зависимости от того, ждет вас пересадка или нет. Особенно, если вы летите в страны альпийского региона, знаменитые своими винами, коньяками, бальзамами, настойками. В московских дьюти-фри, на самом деле осуществляется беспошлинная торговля, но отсутствие пошлин никак не отражается на ценах. Этот удешевляющий фактор с лихвой перекрывается чудовищными наценками, которые продавцы вынуждены делать, чтобы покрыть не менее чудовищные издержки на аренду площадей у аэропортов. Так стоит ли везти во Францию французский коньяк, с риском получить инфаркт, к тому же переплатив за бутылку процентов двадцать? Видимо, феномен дьюти-фри, по крайней мере в России, – феномен не столько экономики, сколько религии. Локальный культ глобальной религии под названием «глобальное потребление».

Отказавшись от идеи перевезти с собой на курорт недельный запас выпивки из аэропорта отправления, человек мгновенно чувствует преимущества трезвого образа жизни. В его телодвижениях пропадает мелкая суетливость, выдающая закоренелого алкоголика накануне пьянки. Он может себе позволить степенно прогуливаться между полок магазинов и взирать на толчею у касс взглядом постороннего мирской суете супермена, способного контролировать если не мир, то, по крайней мере, его центральный элемент – себя. И размышлять примерно так: « Мда-а-а, тот, кто контролирует себя, контролирует весь мир... Мда-а-а, ну а тому, кто контролирует мир, разве повредит стакан какого-нибудь Sonderman’a или Jamson’a в этом суетном мире?» Конечно, не повредит...

Вам на кассе обязаны вашу жидкость запаковать по всем правилам. Не стоит сопротивляться, даже если вы намерены ее употребить тут же, за спиной кассира. Проковыряйте в пакете дырку и употребляйте на здоровье, уважая правила игры в приличия. Стюарды, конечно, заметят, что вы тайно пьете из пакета, но оценят ваше уважение к их служебным обязанностям и не станут бутылочку вашу отнимать, да руки вам выворачивать. А если вы успели в банку с колой виски налить, то вам еще и льда преподнесут. Сидите, и потягивайте свою колу тихонько, радуясь тому, какой вы молодец. У всех своя миссия, в том числе и у запретов. Как говорил антрополог Леви-Стросс, запреты созданы для того, чтобы их нарушали. Но, опять-таки, с умом. Главное, чтобы все делать с умом. А то, бывало, нарушит товарищ запрет, как бы по Леви-Строссу, но совсем без ума, а потом протрезвеет и с удивлением обнаружит себя в тюрьме какой-нибудь незнакомой страны со счетом за аварийную посадку лайнера, совершенную по причине его несуразного поведения. Что тогда скажет? Что мы с Леви-Строссом его тому научили? А вот фиг! Быть дураком мы тут никого не учим. Так что придется ему одному сидеть в еэсовских застенках и восклицать: «Увы, мне!», позванивая кандалами, пока родственники в России его квартиру продают, чтобы расплатиться за аварийную посадку.