Инсбрукский саммит

Инсбрукcкий саммит

Слияние вершин

Первый политический саммит министров туризма высокогорных регионов состоялся в Инсбруке (Тироль) 13 сентября 2010 года.

В 21-й век пространство Альп вошло охваченным рядом фундаментальных экологических, экономических и гуманитарных проблем, пути решения которых все чаще оказываются в фокусе международной политики и решить которые – или, по крайней мере, наметить пути решения – призваны всякого рода конгрессы, саммиты, принимающие ключевые документы.

Инсбрук

На Первом политическом саммите министров туризма высокогорных регионов, состоявшемся в Инсбруке (Тироль) 13 сентября 2010 года, был принят новый документ – манифест о сотрудничестве в сфере альпийской туристичской политики.

«Мы все, будучи представителями наиболее туристически активных альпийских регионов, признаем необходимость сотрудничества в духе партнерства с целью успешного позиционирования и стратегической модернизации нашего жизненного пространства в свете дальнейших перспектив международного туризма» – так начинают манифест все те, кто его в конце подписывает – министры туризма регионов Австрии (Каринтия, Зальцбург, Тироль, Форарльберг, Верхняя Австрия), Италии (Южный Тироль, Трентино, Беллуно), Германии (Бавария), Швейцарии (Граубюнден, Валлис) и Лихтенштейна.

Первый политический саммит министров туризма высокогорных регионов состоялся в Инсбруке (Тироль) 13 сентября 2010 года

В принципе в данном документе нет ничего нового: его пункты – это сумма хорошо знакомых по рекламным проспектам истин: «Жители Альп отличаются своим гостеприимством», «Альпы – уникальное природное пространство», «Альпы – это сочетание традиций и инноваций», «В Альпах красивые пейзажи и хорошая инфраструктура» и т. п. Но важными являются сам уровень встречи и новая степень осмысления своего единства на фоне общих угроз, общих рисков и общих перспектив в общих трендах глобального развития.

Концепция Альп как «макрорегиона», выдвинутая на Инсбрукском саммите, предлагает реализовать общеевропейскую модель для трансграничного сотрудничества между альпийскими провинциями и государствами, связанными общей историей, едиными хозяйственно-культурными типами, торговыми отношениями, инфраструктурой.

Итальянский архитектор Джино Муза

И платформа для этого политического объединения опирается на прочные геологические основания, которые имеют вид альпийской дуги. Из космоса хорошо видно, насколько Альпы едины как некий особенный мир.Такое же ощущение оставляет общение с горцами в их селениях: дух горного братства дается путешественнику в ощущениях.

Ощущения не обманывают. Жизнь в горах в любой исторический период предполагала изоляцию, в которой хорошо сохраняется многообразие культурных форм, языков, этносов. Но мы все живем в период пост-исторический, в котором глобальные телекоммуникации разрушают барьеры и границы, обеспечивая проницаемость всего культурно-истрического опыта человечества для любого индивида.

Итальянский архитектор Джино Муза в своих проектах сочетает строительные практики Древнего Рима с эстетикой народного зодчества традиционных культур и современными технологиями жизнеобеспечения

Благодаря информационным технологиям, средствам телекоммуникации и авиационным сообщениям человечество, согласно выражению Маршалла Маклюэна, объединяется в одну «глобальную деревню». Соответственно в урбанистической цивилизации, перенасыщенной техногеном, произошел разворот от увлечений индустриальной эстетикой обратно к сельской пасторали – красоте естественной жизни на естественном ландшафте, правда, организованной уже по космическим технологиям жизнеобеспечения. В этом глобальном тренде альпийский туристический рынок оказался востребованным как никакой другой. Здесь воплощается мечта нормального человека об идеальной жизни, и даже при переизбытке всех мыслимых сервисов, развлечений и т. п. главной остается гармония человека и природы, в которой жизнь горцев обитателям равнин кажется по-прежнему исполненной первородной красоты, как во времена поэтов XVIII–XIX века, открывавших Альпы миру.

На Инсбрукском саммите министры туризма альпийских стран и регионов подписали Манифест по вопросам интеграции альпийских земель в единый макрорегион в целях дальнейшего развития туризма, бизнеса и среды обитания на новой политической платформе

Этноэкологические ценности вдруг оказались в самом центре рыночного спроса, и в некоторых уголках Альп это дало новый импульс развитию традиционных культур на новом витке глобализации. Вдруг оказалось, что в мире есть много желающих, готовых платить немалые деньги за то, чтобы жить вдали от курортов, среди полуразвалившихся домов, при условии, если один из них будет переоборудован под современный отель. Так в качестве этноэкологического ресорта открыла новую страницу своей истории средневековая деревня Москоньяц народа вальцер (долина Аяс Шамполюк, автономная область Аоста, Италия) заброшенная с середины прошлого века. В долине Верхняя Морьен старые брошенные деревни, подворья, монастырские постройки также возвращаются к жизни в новом качестве элитной недвижимости. Элитной, потому что эстетской. Новый тренд обусловлен тем, что элитарный статус гостиничных стен обусловлен их отношением к системе этнических и экологических кодов, определяющих систему координат современного мировоззрения развитого общества.

На Инсбрукском саммите министры туризма альпийских стран и регионов подписали Манифест по вопросам интеграции альпийских земель в единый макрорегион в целях дальнейшего развития туризма, бизнеса и среды обитания на новой политической платформе

Для того чтобы этническая экология, она же эстетика, реализовала себя на туристическом рынке, отельерам не обязательно иметь в своем активе подлежащие реставрации руины. Если вокруг живут люди, которые сохранили свою этнокультурную идентичность и технические навыки строительства традиционной архитектуры, почему бы их не пригласить – не для стилизации модерновых построек, но для строительства новых отелей в старом альпийском стиле, согласно традициям местности. Именно так и поступил архитектор Джино Муза, пригласивший для строительства новой люксовой резиденции Au Coeur de Nege в Курмайоре местных жителей, которые в старом стиле, по старым технологиям, но с элементами современного дизайна построили комплекс шале из камней, которые были откопаны здесь же, в котлованах фундаментов. Дерево для перекрытий и отделки тоже старое, оно собиралось по всем альпийским странам из старых развалин крестьянских домов, ферм, сыроварен. В общем ансамбле этого гостиничного комплекса, напоминающего памятник народному зодчеству, архитектор не забыл отразить и древнеримские мотивы – фундаментальную ноту в вальдостанской архитектуре.

Бернар Прудом, директор Офиса по туризму Шамони и президент Ски-Франс, считает важным для самих местных жителей горных курортов сохранить баланс между бизнес средой и средой обитания

– Джино, расскажи, как ты построил центральную арку? Больно уж она древнеримский мост Сант-Мартен напоминает…

– Именно! В моей арке, как и в римских, нет никакого цемента – камни скрепляют друг друга так же, как в античных ансамблях. Я решил – если римляне строили так, то почему так же не строить и мне? И вот настал день выдергивать деревянный каркас из-под выложенной поверх него кладки камней. Волнующий момент!.. Мы выдернули опору, камни с мощным коротким гулом чуть просели и навсегда сцепили друг друга.

– Чтобы построить этот отель, ты изучал древнеримские трактаты по архитектуре? Труды Ветрувия?

– О! Ветрувий! Гран маэстро!.. Конечно! Это же часть образования архитектора и его внутренней культуры…

Все системы жизнеобеспечения резиденции – отопление, освещение, вентиляция и прочее – выполнены, разумеется, на современном хайтечном уровне. Таким образом, современность с ее технологиями, отделив от традиционной культуры жизнеобеспечения ее утилитарные функции, при этом сохраняя и выводя на новый уровень репрезентации ее формы и образы, доказывает то, что в абстрактно-рафинированном виде этничность есть эстетика.

Инсбрук

А на конкретно-прикладном уровне отношений этничность есть этика. Тема гостеприимства альпийских народов звучала на инсбрукском саммите как саундтрек к идее интеграции. Да, много говорилось о том, что презентация Альп на глобальном рынке в новом качестве – насущная необходимость современности, но, судя по красноречивому отсутствию в Инсбруке представителей Франции, об объединении Альп даже в рамках одного мероприятия говорить преждевременно.

От всей Французской Республики на саммите присутствовал лишь директор офиса по туризму Шамони Бернар Прюдом, притом не в качестве президента ESF, но представляя свой курорт как член элитарного клуба двенадцати курортов Best of Alps.

– Привет, Бернар! Тут вот австрийцы собираются все Альпы в единый макрорегион объединить, а вы в рамках своего «микрорегиона» только-только объединяться договорились. Да и то не все деревни этого хотят. Что-то долго вы тянули со своей интеграцией… Что самое главное для таких продвинутых курортов, как Шамони, на сей день? Ведь проблемы с привлечением туристов у вас, как я полагаю, нет?

– Главное для нас – понять, чего мы больше хотим на данном этапе. Хотим ли мы зарабатывать еще больше денег? Или мы все-таки хотим нормальной жизни для жителей своих городов и деревень? Здесь на саммите этот вопрос, вопрос баланса между турбизнесом и жизнью местного населения, прозвучал вполне отчетливо. В долине Шамони туристов полно. Но все приезжающие норовят поселиться в центре. Наша задача – сделать так, чтобы туристы более равномерно распределялись по долине. Оптимизировать внутренние ресурсы и поток туристов в нашем пространстве. Даже в долине Шамони полно еще не засиженных туристами мест, что уж говорить о целых Альпах.

– Но у вас же там, насколько я знаю, если выползешь из бара ночью, добираться придется только на такси, которое диких денег стоит…

– Поэтому мы решаем проблему транспорта как первоочередную. Мы не Москва, у нас нет метро, но у нас есть «Монблан-экспресс», который вполне может ходить каждые 15–20 минут. Поскольку это одноколейка, постольку все зависит от темпов строительства «карманов» для того, чтобы встречные поезда пропускали друг друга. А это вопрос уже земельной собственности, который мэрия решает, договариваясь и обсуждая этот вопрос с каждым жителем долины персонально. Вот с чего начинается интеграция в Альпах.