Сант’ Орсо

Чей Санта круче?

Помнят, помнят вальдостанцы, кто им тысячу лет назад подарки раздавал!

Культ личности святого, удовлетворяющего потребности страждущих, привел к тому, что в Аосте тысячу лет ежегодно устраивается ярмарка его имени. Мастера всех традиционных ремесел из окрестных деревень, разбросанных по ущельям и горным отрогам, спускаются в город, представить друг другу и гостям плоды трудов своих. И с каждым годом мастеров и гостей становится все больше и больше. Уже давно это событие выплеснулось за пределы своего исторического места, где когда-то тусовался сам виновник торжества, и нынче оно поглощает весь город. Поток людей такой, что полиция на улицах учреждает одностороннее пешеходное движение. Наступает вечер, мастера сворачивают экспозиции до следующего, второго и последнего дня в году и расходятся по винным погребам, подвалам Аосты, которые не менялись с тех времен, когда в них веселились ветераны легионов Цезаря Августа. Часы на башнях звонят, точнее, бьют полночь, еще точнее – разбивают ночь со звоном, как бокал, звездами полный. Ночь с первого дня Сант’ Орсо на второй, носящая имя «вейя», – апофеоз события.

Итак, несмотря на то что в ярмарке слились в единстве два явления – религиозный культ и рыночная экономика, данное мероприятие не имеет ничего общего с глобальным потреблением. Это локальное потребление, но с глобальным размахом; на ярмарку Сант’ Орсо собирается весь мир. И пусть все мастера долины выстрогают из гигантского пенька самобытный вальдостанский глобус!

Если вам не удалось оказаться здесь в день ярмарки, это не значит, что этот святой вас обойдет своей благодатью. Приобщиться к ней вы сможете в храмовом комплексе Сант’ Орсо. Здесь это один из наиважнейших культурных объектов. Он включает в себя церкви Святых Петра и Орсо, уникальную отдельно стоящую колокольню и монастырь эпохи Возрождения. Археологические раскопки усугубили окружающую здание историю на тысячу лет. Благодаря им выяснилось, что фундамент храма покоится на огромном некрополе, вынесенном за пределы городской стены вдоль дороги, ведущей к Риму. В начале V века здесь был построен раннехристианский ритуальный комплекс. А строительство современной церкви в период между X и XI веками историки вслед за народной традицией связывают с именем епископа Ансельма, того самого Ансельма Кентерберийского, которого в Кентерберийском аббатстве называли Ансельмом из Аосты. Это один из наиболее выдающихся философов и «топ-менеджеров» средневековой католической церкви, обосновавший саму идею бога с точки зрения рационального знания и укрепивший священный престол пересмотром земельных отношений с королями.

Перед алтарной частью храма пол выложен монохромной мозаикой. Это тоже XII век, на фоне которого деревянные сиденья-троны XV века выглядят новыми, как будто резец мастера оставил их только вчера. В их искусной резьбе сплелись и природный народный вкус, и высокий готический стиль.

Будет несправедливо по отношению к временам и нравам утверждать, что в храме ничего не изменилось с момента первой стройки. И это здание не обошел своей пассионарностью граф Шаллан, устроивший в обветшавшей церкви капитальный ремонт, в результате которого со стен исчезли почти все фрески XI века. Но часть из них сохранилась под самой крышей, вдоль всего чердачного помещения храма. В тех образах святых, в колорите, в светотенях прослеживается мощное влияние древнеримской живописной традиции с ее яркой жизнеутверждающей экспрессией, напоминающей фрески на стенах домов в Помпее. Ничего подобно этой раннехристианской живописи в Европе более нигде не сохранилось, так что Аоста хранит то, что не сохранилось нигде.

Приблизившись к небесам посредством церковных чердаков, спускаемся на землю, чтобы не пропустить шанс познакомиться с еще одной реликвией мировой культуры – монастырским двориком обители Сант’ Орсо, знаменитой свой колоннадой из построенных по периметру тридцати семи колонн резного мрамора. Этот один из лучших образцов романской скульптуры донес до нас библейские мотивы, сказочные сюжеты, орнаменты, эпизоды из жизни святых, вырезанные в той же самой технике народной скульптуры, какую здесь, на улицах Аосты, можно купить во время главного ее праздника – ярмарки святого Орсо.

От времени основания храма до наших дней сохранились важные, если не сказать краеугольные части храма, свидетели тысячелетия. Это прежде всего крипта и фрески в верхней части центрального нефа.

В крипте каменный саркофаг с мощами святого Орсо. Тысячу лет тому назад сидел он здесь, неподалеку, строгал из деревяшек башмаки сабо и раздавал их беднякам.

И после своей смерти, пребывая в состоянии святых мощей, сеньор Орсо старается приносить пользу людям. Здесь верят, что если проползти сквозь квадратное отверстие в камне под саркофагом три раза и загадать желание, то Сант’ Орсо его непременно исполнит. Главное – адекватно оценить свои пропорции, чтобы пузом или задницей не застрять. Иначе никаких тебе желаний, да и перед (точнее, под) святым как-то торчать будет неловко. Особенно если вы убежденный атеист…

Встаю на карачки и ползу по мраморным плитам, отполированным за тысячу лет миллионами животов. Так… Прохожу пока. Раз, еще два раза… Отлично! Теперь вот мое желание, какое загадывает, должно быть здесь каждый гость этого города: «Милый Сант’ Орсо! Пошли мне воз