Валь Торанс. Post Scriptum

От Мутье, на подъезде к которому красуется плакат, сообщающий о статусе этого городка – «Порт Трех Долин», что так и есть, - дорога на Валь Торанс, www.valthorens.com, резкими петлями серпантина забрасывает машину прямо в снежное облако. Пять минут назад вокруг было почти что лето, явленное в полянах, зеленевших что альпийские луга, и от взгляда на все эти распустившиеся почки-цветочки в подсознании райдера проснулся алармизм – «а вдруг и там...»? И вот машина, этот новый джип «Peugeot 4008», уже облеплена мокрым снегом, дворники работают на полную мощность, и на первой же большой стоянке, из тех, которые на дорогах обозначены знаком с елочкой и столиком, стоит полиция и заворачивает все выглядящие по-летнему автомобили – не кабриолеты, естественно, а те, чьи водители без «крыши», отправляются в Валь Торанс на летней резине. Полиция реакционна: она рекомендует цепи и реагирует. Это и есть цепная реакция.


 

ДОРОГА ЦЕПНОЙ РЕАКЦИИ
 

Заворачивают, впрочем, не далеко – обратно в Мутье, где в супермаркете, с очень дорожным и дорогим русскому сердцу и желудку названием «Перекресток», можно приобрести цепи любого размера. Или почти любого. На слишком большой диаметр и ширину колес моего джипа там цепей не оказалось. Приближаясь к полицейскому, приближаюсь к состоянию отчаяния. С другой стороны, если завернет, то значит оно и к лучшему. Предстоит преодолеть тридцать километров в длину и почти что два - в высоту, а снег все усиливается...
 

- Как дорога наверху?
 

- Выпал метр снега, но дорогу чистят не переставая. Цепи, конечно, очень желательны, но у вас зимняя резина и полный привод. Будьте предельно осторожны, и доедете нормально.
 

Согласно мифологии горных панков, снегопад бывает от того, что по небу летают на космических парапланах такие снежки-вампиры и гадят на землю. Сегодня снег летел горизонтально, и складывалось впечатление, что снежки-вампиры накидали говна на некий метафизический вентилятор... Когда рулишь в темноте в снегопад против ветра, дальний свет фар, отражаемый каждой снежинкой, становится пыткой для глаз. После Менуира снег валил так, что лучшим выходом было вообще выключить фары и включать их только для ориентира встречным. Отсюда до Валь Торанса остается всего десять километров.
 

Последние зигзаги серпантина перед Валь Торансом ведут на ту самую заоблачную высоту  2300 метровнад уровнем моря, расположением на которой отличается этот курорт от прочих курортов мира. «Заоблачную», кстати, в прямом смысле слова: снежное облако, накрывшее долину, уже кончилось, и над головой сияли звезды... и стоп-сигналы вереницы автомобилей, стоящих в километровой пробке на въезде в город из-за пары альтернативно одаренных водителей, которые, путая гениальность с идиотизмом, решили объехать всех по встречной полосе и встретили необъезжаемое препятствие в виде спускающихся им навстречу двухэтажных трансконтинентальных автобусов.
 

Наблюдение за такими автобусами на виражах серпантинов – зрелище не для слабонервных. Но ни на каком другом альпийском курорте я не видел такого количества автобусов со всех стран Старого Света, какое собирается на стоянках перед Валь Торансом. На то есть одна причина и одно условие. Причина заключается в традиционной популярности курорта среди европейской молодежи, студентов, школьников, которым по приколу отправится в Валь Торанс всей компанией на автобусе откуда угодно. Например, из Скандинавии. А условие – это работа дорожных служб, отлаженная до уровня спецслужб. Армада снегоуборочного спецназа Валь Торанса должна устраивать шоу, особенно в таких странах, как Россия, где снег – зрелище, способное остановить трассу Москва – Петербург, и соединить народ и власть в созерцательности и медитации. В Валь Торансе нет бесплатных парковок. Но цена парковки – 14 евро в сутки или 70 за неделю не кажется огромной – здесь мы видим, за что платим. В общем, одним снег – зрелище, другим – хлеб.
 

ВИДЫ ЖИТЕЛЬСТВА
 

Если судьба, в награду за какие-то достижения перед мирозданием, забросила вас в Валь Торанс, следует спать как можно меньше, чтобы как можно большее количество времени смотреть, слушать, чувствовать, впитывать окружающую реальность, меняющуюся с каждым часом вместе с погодой, светом, ветром... И уж всенепременно стоит просыпаться с рассветом чтобы перебраться из кровати в шезлонг на балконе, или просто у окна, и расположиться с чашечкой кофе с видом на восход, разгорающийся в короне Трех Долин - на вершинах Розаль, Пекле, Карона.


 

Повторите сеанс медитации и на закате.
 

Для того, чтобы этот последний момент гармонии стал частью повседневной реальности, следует заранее озаботиться выбором отеля и бронированием номера с правильным видом из окна – видом на долину и горы. Большинство современных гостиниц Валь Торанса нынче так и строится -  чтобы окна всех номеров имели бы в своей перспективе этот богом данный пейзаж. Сегодня главный тренд современной архитектуры с ее панорамными окнами – это ландшафт как часть интерьеров.
 

В этом смысле новый пятизвездочник, отель KOH-I-NOOR, который откроется к началу сезона 2013-2014 -  настоящий альпийский амфитеатр. У него просто не существует «вида во двор», потому что нет никакого двора. Вместо двора у него – скала, которая является его стеной. Из уже действующих ультрасовременных отелей с видом из окна на лучшую часть мира следует назвать еще новый, но уже знаменитый пятизвездочник ALTAPURA,  www.altapura.fr, расположенный прямо на склоне. У живущих в нем может развиться косоглазие от того, что хочется все время смотреть как из окна, и  при этом разглядывать его дизайнерские интерьеры. Люксовая резиденция VILLAGE MONTANA, www.vmontana.com/ru - это также место, где следует пожить хотя бы раз в жизни. Старые отели, ровесники курорта, после капитального ремонта тоже могут показаться интересными. Например, гостиница LE VAL THORENS, www.levalthorens.com, стоящая на центральном склоне. Впрочем, повезет только тому, у кого номер будет с видом на горы, а не на улицу, где вместо вида из окна придется до утра наслаждаться радостью веселящихся тинейджеров, перемещающихся от бара к бару.
 

OFF PIST И ЕГО НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
 

... За рассветом последовал восход. Следовало приехать в Валь Торанс, чтобы наблюдать те просветленные выражения лиц людей, которые на несколько минут оторвались от своих завтраков, и смотрели на восходящее солнце. На восходе люди бывают особенно красивы. Кстати, в ресторане «Альтапуры» такие завтраки, что от них только солнце и может оторвать человека, да и то на время. И вот, ночь позади, солнце успешно встало, и время созерцаний сменилось временем активных действий. В лыжной комнате, в которую здесь, спасибо архитекторам, удобно перейти прямо из холла нулевого этажа, встречаюсь с Антуаном. Сегодня он – мой Вергилий, в смысле гид и  проводник по всем кругам Трех Долин, а не в том смысле, что кругом, дескать, Ад, а я, типа, Данте, весь в белом. Антуан – из тех специалистов, для которого снег – и хлеб, и зрелище. У него тут своя школа фристайла, заведение, на вратах которого уместен был бы слоган «Безумству храбрых поем мы песню...»


 

Лучшие альпийские дни – это солнечный день после мощного снегопада. У подъемников перед их открытием выстраиваются очереди маньяков фрирайда, что по-человечески понятно; каждый человек желает оставить свой след, если не в истории, так в географии. Трек райдера, оставленный на целине – один из красивейших следов, которые живые существа, освоившие прямохождение, научились оставлять на Земле. Коротка история таких «автографов». Еще час – и все девственно чистые склоны Валь Торанса покроются сетью райдерских треков.
 

-  Сегодня потрясающий день! – сказал Антуан и посмотрел на мои лыжи, добавил. - Вопрос где кататься, я так понимаю, не стоит?
 

-  Везде!
 

Для катания в Валь Торансе я выбрал они из лучших инструментов фрирайда – швейцарские Stockli Stormrider, которые мне посоветовали попробовать парни из SNELL SPORTS, www.cham3s.com,  лучшего в мире магазина снаряжения, базирующегося, что характерно, в Шамони.
 

Нигде не следует пренебрегать услугами гидов, особенно в Трех Долинах с их600 километрамитрасс и открытым космосом фрирайда. Нет, вы конечно же не заблудитесь в хитросплетении трасс – карта-схема понятна и везде есть указатели, но гид вас проведет по самым лучшим и красивым маршрутам. Ну, а польза гидов во вне трассовом катании самоочевидна.
 

-  Здесь сейчас тень, а после обеда будет солнце и этот лед будет такой красивый! – Антуан показывает рукой на замерзший каскад воды, один из живописнейших уголков Трех Долин. – А здесь мы проедем сейчас, отсюда лучший вид на Валь Торанс. А потом пойдем прыгать со скал!


 

Кататься с таким горнолыжным маэстро в его стихии – это значит за день научиться тому, на что в иных условиях уйдут недели тренировок. Не говоря уже о фотографиях и клипах, которые можно наснимать на любой продвинутый смартфон, и запечатлеть эту поэзию тела-движений. Строчка поэта, сына фотографа Бродского «остановись мгновенье! ты не столь прекрасно, сколько ты неповторимо» к мгновениям фрирайда – не более прекрасных, чем неповторимых , - явно  не относится... И вот очередной миллиард снежинок взмывает в небо из под кантов Антуана.
 

-  Это было супер! Как будет такой off-pist по-русски?
 

-  «Офф-пистец”. Off-pist-etc...  Офф-пист et cetera, куртуазно выражаясь.
 

ПОСЛЕ ЛЫЖ. А ТО И ВМЕСТО...
 

С некоторых пор на южном склоне Валь Торанса, там, где под вечер закрывающихся подъемников лыжники возвращаются домой из ски-сафари по Трем Долинам, выше «KOH-I-NOOR» и городского центра расположился Folie Dоuce,  www.lafoliedouce.com - место, в известном смысле, культовое. Ресторан, бар, кафе и место встреч в последние часы горнолыжного дня превращается в некий полюс безумия.


 

На балконе беснуются диджеи и заливают долину цунами ультрамодной музыки, на которую, как мотыльки на свет, слетаются пестрые стаи райдеров, чтобы залить глаза глинтвейном и исполнить танец райдеров, громыхая горнолыжными ботинками. Танец райдеров не требует обучения в балетной школе, ибо, не отличимый от конвульсий, исполняется методом ритмических сокращений мышц, натренированных и утомленных за день ски-сафари. Особо экстатичные и состоятельные райдеры в припадке вдохновения поливают шампанским все живое. Когда все заканчивается, вся эта подвыпившая толпа начинает спускаться в город, чтобы приступить к вечерней жизни, перетекающей в ночную с повышением градуса эйфории. 


 

ВЕЧЕР – ПРЕДВОСХИЩЕНИЕ НОЧИ
 

Валь Торанс – курорт молодой. Он не вырастал из древних альпийских селений, подобно Межеву и Шамони, но построен сорок лет тому назад на чистых альпийских лугах единомоментно. Соответственно, здесь нет ничего, что было бы ориентировано не на туризм, а турист – это homo ludens, “человек развлекающийся». В принципе, любой альпийский курорт может гордиться своей индустрией развлечений, но в Валь Торансе она на совершенной высоте. Большинство приличных отелей располагает собственными спа и велнес центрами. Большинство отелей Валь Торанса – приличные. Но, и живущие в бюджетных апартаментах отнюдь не обделены водными процедурами, поскольку здесь существует огромный, стильный, классный, недавно отремонтированный спортивный центр, в котором рядом с бассейнами, саунами, гидромассажами располагаются теннисные корты, батуты, тренажерные залы. В день все это великолепие стоит примерно 15 евро, и если здесь провести целый день, скучно не покажется. Разумеется, только в больную голову может прийти идея приехать на горнолыжный курорт, купить скипасс, и уйти на целый день в бассейн. Но, когда горы накрываются снежным штормом, эта идея выглядит спасением настроения, как минимум. Ну а идея плавать после лыж каждый день – это уже spaсение не только настроения, но и позвоночника, подвергающегося интенсивным компрессионным нагрузкам.
 

Придя в себя после лыж и апре-ски в spaцентре, утомленный солнцем и егерьмейстером райдер обычно чувствует приступ голода, и отправляется в ресторан. Ресторан, особенно французский – это когда хлеб – зрелище. Валь Торанс, несмотря на экстремальность своего географического положения, удаленность от уровня моря  и т.п. гордится множеством ресторанов, и все они один другого краше, если не круче. Мишленовсих звезд здесь чуть меньше, чем на небосводе. Это здесь квартирует знаменитый L'Oxalys, www.restaurant-loxalys.fr, не менее известного Жана Сюльписа, www.facebook.com/jean.sulpice.18,  самого молодого шеф-повара Франции, удостоившегося звезды Мишлен в двадцать восемь лет. Теперь ему за тридцать, и у него вторая мишленовская звезда и несколько опубликованных книг по истории и кулинарии Савойи. Заслуживает всяческого восхищения экзотический ресторан Epicurien, кухня которого столь же прекрасна, сколь и причудлива. Также надлежит посетить все три ресторана отеля «Альтапура», желательно в разные дни, во избежание передозировки. «Альтапура» открыта навстречу всем гостям, не только своим постояльцам.  Это своего рода центр культурной жизни курорта. В баре играют джазовые коллективы, способные украсить любой джаз-фестиваль, а стены украшают постеры стильных черно-белых фотографий, которые хочется купить, и это желание все нарастает по мере из бесплатного разглядывания. Таков он, современный отель – приют всех муз и храм искусства.
 

В какого уровня отеле вы бы здесь ни жили и как бы весело в нем ни жилось, будет ошибкой игнорировать другие увеселительные учреждения – диско-клубы, ирландские пабы и многое другое. Если же ночь выдалась лунной, а то и полнолунной, то можно на несколько часов покинуть веселящийся городок, выглядящий с высоты горного склона как светящаяся волшебная шкатулка,  и отправиться в ночную прогулку на снегоходе, а еще лучше – пешком, прицепив к ботинкам кошки и взяв в руки палки. Будет что вспомнить.


 

POST SCRIPTUM
 

И все же Валь Торанс – не исчерпывается индустрией развлечений. Это место может составить в жизни нечто большее, чем просто курорт... Этот пейзаж лаконичный и фантастичный... Эти горы, не прикрытые лесом, серебристые склоны, мерцающие вместе со звездами... Здесь – Европа, не Азия, совсем уж затеряться не получится. И все же флюид чего-то важного, первоосновного, - от основания гор и до корней волос - почувствовать можно, если побродить одному, ночью по пустынным тропинкам. Говорят же альпинисты, что в горы, даже в связке, каждый идет в одиночку. «Точка во тьме может быть только одним – звездою...» Вот и человек, весь такой разумный и теплый, зимней ночью в горах представляет собой модель экзистенциального одиночества.


 

Зимней ночью в горах бесконечность Космоса не умозрительна, но созерцаема.  От ощущения собственной конечности, мимолетности, временности, если угодно, ограниченности вдруг становится грустно. Перекресток долин. Место начала, и место конца. Здесь берут свои начала реки и ветры. Здесь, на вершинах горных хребтов и пиков, заканчивается земля и начинается небо. Такие места - лучший фон для встреч и прощаний. Встреч на всю жизнь, и прощаний навек.
 

Автор: К. Банников (www.travel-journal.ru)