Италия. Акварельный портрет.

Давным давно, на заре истории, на Аппенинском полуострове находили прибежище беглые разбойники и всех мастей проходимцы, спасавшиеся от преследования закона где-нибудь у себя на родине. Они и их потомки завоевали пол-мира и основали государство - “сверхдержаву”, как сказали бы мы сегодня, - могущественней которой не знает до сих пор история.
 

Они придумали и проверили на практике все существующие сегодня формы государственного устройства. Они создали язык, на позднейших модификациях которого теперь говорит пол-планеты. Основы современных гражданского права и культуры тоже заложены ими. Даже христианство в его западной интерпретации - это они же.
 

Выполнив свою историческую миссию, великая империя съежилась до размеров современной Италии, того самого “сапожка”, из которого всё и пошло. Сапожка из шагреневой кожи. Тоги превратились в строгие костюмы, форум – в парламент, простое приветствие поднятием ладони развернулось в целую науку под названием “протокол”, а вместо неполиткорректного, но конкретного “Карфаген должен быть разрушен” теперь употребляются симпатичные формулировочки вроде “операция по принуждению к миру”.
 

Италия – страна уникальная. Страна, стоявшая у колыбели европейской цивилизации и, по сути, создавшая её. Вклад её в современную культуру не ограничивается временами античности - в средние века она также оставалась вне конкуренции. Если бы кто-нибудь, вроде журнала  “Форбс”, решил составить рейтинг художников и скульпторов всех времен и народов, то в его первой “десятке” вряд ли нашлось больше, чем 2-3 места для кого-то ещё, кроме представителей итальянского Возрождения.
 

Выражение “все пути ведут в Рим” сегодня так же, как и в античные времена, является простой констатацией факта. Потому что, если вы хотите посмотреть на шедевры античной и средневековой архитектуры, нигде нет её в таком количестве, как в Италии – в Неаполе, Флоренции, Венеции, Риме. Картины и скульптуры великих художников эпохи Возрождения за сотни лет, конечно, разошлись по всему миру. Тем не менее, больше всего их по-прежнему в музеях Италии.
 

Историческая родина мировой оперы – Италия, и при всем уважении к Большому театру или Мариинке, начинающие певцы со всего мира едут стажироваться не в них, а в миланский “Ла Скала”. И даже центр вполне уже современной высокой моды сегодня тоже здесь – имена итальянских кутюрье и домов моды знают даже те, кто вообще никогда ничего не носил.
 

Наконец, знаменитые горнолыжные курорты в Итальянских Альпах: Кортина д’Ампеццо, Мадонна ди Кампильо, Валь ди Фасса, Бормио, Курмайор... А когда придет лето, самое время вспомнить, что итальянские Альпы - это и Национальный Парк Доломиты, включенный в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, с горными озерами, реками и водопадами, и вершина Мармолады с открывающимися с неё феерическими видами, и восточные склоны Монблана, и живописные городки, вроде Маростики или Бассано Дель Граппа...
 

Италия – это живая всемирная история. Однако она вовсе не обязательно сосредоточена в крупных городах. Наоборот, только путешествуя по провинциальной Италии, испытываешь ощущение, словно перенесся на машине времени на много веков назад.
 

Аоста. Бывшая Корделия – непокорный альпийский город, вздумавший перечить самому императору Августу, за что и был захвачен им и разрушен. Триумфальная арка в честь той победы римлян до сих пор сохранилась, как и стена, окружавшая город по периметру, и Преторианские ворота, служившие “официальным” въездом в город, и живописные развалины Римского театра на фоне горных вершин, похожие на греческий Акрополь.
 

Сована – центр древних этрусков, построенный из туфа.
 

Реджо де Калабрия – бывшая греческая колония, с остатками греческих каменных стен, римских терм и громадой Арагонского замка. Стоит себе здесь с VIII века до н. э. – и годы его не берут.
 

Геркуланум. Город у подножия Везувия, когда-то – один из самых богатых в Риме, был погребен под слоем вулканического пепла при извержении 79-го года...
 

Время в маленьких городках Италии сжимается так же сильно, как когда-то сжалось пространство Римской Империи. Бродишь здесь и понимаешь, что в этих старых разноцветных домах с сохранившимися на фасадах фресками, мраморной плиткой и мозаичными полами живет все тот же, что и много веков назад, народ. Только патриции куда-то переселились...