Немецкоязычные страны (и Австрия в их числе), в отличие от франко- или англоязычных, до сих пор воспринимаются большинством людей в мире чем-то вроде игрушечного глобуса. И каждая их попытка дистанцироваться от языкового прародителя, подчеркнуть свою независимость и суверинетет, лишь обличает известный в многодетных семьях “синдром младшего брата”.
Австрия в этом смысле, пожалуй, является наиболее ярким примером – как самый старший из “младших братьев”. Причины этого “синдрома” понятны. Страна сформировалась в своем сегодняшнем виде лишь после Первой мировой войны, с распадом Австро-Венгрии. Такая очевидная молодость вкупе с породистыми корнями неизбежно и умаляет международный авторитет страны, и обязывает этот авторитет иметь.
Впрочем, “простому смертному”, приехавшему в Австрию, меньше всего хочется думать о её международном авторитете и самоидентификации. Его интересуют история, культура и Альпы. А уж этот его интерес Австрия способна удовлетворить сполна.
Тесное переплетение с немецкой историей, с историей Венгрии, Чехии, Священной Римской империи, многовековое правление династии Габсбургов, представители которой одновременно занимали троны многих европейских государств вплоть до Испании, “нашпиговали” прошлое Австрии преданиями, мифами и легендами, в большинстве которых уже трудно отделить реальные события от “художественного вымысла”. Некоторые из них очень красивы и романтичны, другие – мрачны и загадочны.
Поди разберись, к примеру, в старой традиции захоронения всех представителей рода Габсбургов. Сиятельное тело предварительно специально готовили (чуть ли не в прямом смысле), а затем хоронили по частям в придворной Августинеркирхе, под собором святого Стефана и в подземелье венской Капуцинеркирхе. Традиция, говорят, пошла от Фердинанда Четвертого, умершего в 1654-м году и повелевшего захоронить себя таким образом. Так что погребальные урны королей, принцев и прочих Габсбургов занимают теперь не меньше недвижимой площади, чем каждый из династии занимал при жизни.
Любому туристу в Австрии наверняка расскажут и историю кронпринца Рудольфа, закончившего свою жизнь в замке Майерлинг при таинственных обстоятельствах. Название замка с тех пор стало символом загадочной смерти, а сама история принца породила немало легенд и была положена в основу множества романов и кинофильмов.
Вклад Австрии в мировую культуру непропорционально велик по сравнению с тем местом (113-е), которое страна занимает по своей площади в мире. Имена композиторов В. Моцарта, И. Штрауса (отца и сына), Й. Гайдна, Ф. Шуберта, И. Кальмана, дирижера Г. фон Караяна, писателей Ф. Кафки, С. Цвейга известны сегодня во всем мире даже людям не слышавшим и не читавшим их произведений.
Несмотря на древнюю историю (а отчасти и благодаря ей), Австрия “хорошо сохранилась”. Практически во всех городах страны можно встретить целые кварталы средневековой застройки, благополучно простоявшие по нескольку сотен лет. Бродя среди всей этой готики, иногда начинаешь слышать приближающийся цокот копыт по булыжной мостовой и невольно вжимаешься в стену, ожидая, что сейчас вон из-за того собора появятся “Рыцари Господни”, сошедшие с картины Ван Эйка...
Архитектура Австрии – это особая тема. Вряд ли в какой-либо другой стране сохранилось такое количество замков и соборов, начиная буквально со времен древнего Рима. Среди них – городские, ухоженные и отреставрированные, входящие во все экскурсионные маршруты, вписанные в архитектурные ансамбли. Такие, как Грацкий замок и Шлоссберг в Граце, Линцер Шлосс в Линце, Амбрас в Инсбруке. Все они выглядят, как картинки в глянцевом журнале и вызывают уважение прежде всего к городским властям, содержащим их в образцовом порядке...
Однако по-настоящему замирать сердце заставляют замки, сохранившиеся за пределами больших городов, в естественных природных ландшафтах. Величественные и мрачные, окруженные лесом стены Хоэнверфена под Зальцбургом, глядящие на вас с высоты 150-ти метров, напоминают о временах крестовых походов. Несмотря на то, что нынче замок стал музеем и открыт для туристов, входишь сюда не без трепета.
В каменные интерьеры похожего на него Хохостервитца очень удачно вписалась картинная галерея. Ей-богу, здесь лучше начинаешь понимать живопись!.. Розенбург, Раппотгенштайн, Артштеттен c музеем Франца Фердинанда – для того, чтобы осмотреть их все, в Австрию придется приезжать специально и надолго.
Местечко Баден в начале XX века было известно не только своими лечебными водами, но и международными шахматными турнирами. Сегодня о Нимцовиче, Тарраше, Рубинштейне и других корифеях шахмат, приезжавших сюда, уже мало что напоминает. Вместо шахмат здесь нынче одно из крупнейших в Европе казино и ипподром. Тихий городок со множеством музеев и галерей, до которого редко добираются толпы туристов – достойное завершение путешествия по Австрии, подходящее место для того, чтобы “остановиться, оглянуться” перед обратной дорогой...